Комета Аренда-Ролана
22.06.2015 16:47

Комета C/1956 R1 Аренда-Ролана − долгопериодическая комета, открытая по фотографиям восьмого ноября 1956 года С. Арендом и Ж. Роланом, астрономами из Бельгии, и названная в честь ее первооткрывателей. В момент открытия она представляла собой более яркий к центру объект десятой звездной величины. В апреле 1957 года вблизи перигелия блеск кометы достиг первой звездной величины, а диаметр головы - трехсот тысяч километров.

Комета Аренда-Ролана. На снимке виден второй аномальный хвост, направленный в сторону СолнцаДанная комета является одной из наиболее интересных комет двадцатого века, свойства которой с точки зрения современной науки не укладываются в «разумные» рамки.

В апреле 1957 года помимо направленного от Солнца обычного хвоста у кометы Аренда-Ролана появился узкий как копье аномальный хвост с направлением в сторону Солнца. Этот хвост по мере поворота плоскости кометной орбиты относительно земного наблюдателя не соединился с основным хвостом, но принял вид очерченного расходящегося луча. Его спектр в отличие от пылевых хвостов не был сплошным. Хвост внезапно появился после двадцать второго апреля и так же внезапно исчез в начале мая.

Обычный хвост данной кометы так же был специфичен: он состоял, по классификации Ф.А. Бредихина, из хвоста первого типа, связанного с размытой, луковицеобразной внутренней головой, и хвоста второго типа, связанного с имевшей четкие параболические очертания внешней головой. При этом хвост первого типа имел непрерывный спектр, что совершенно не характерно для подобных хвостов.

Впервые в истории науки в марте ученые зарегистрировали радиоизлучение кометы, центр которого находился не в ее голове, а в хвосте на расстоянии около десяти миллионов километров от ядра. 20-21 апреля являвшаяся центром излучения часть хвоста выделилась и стала быстро удаляться по прямой линии от Солнца. Радиоизлучение наблюдалось на волне одиннадцать метров.

Комета Аренда-Ролана,  помимо всего прочего, имела еще и необычную гиперболическую орбиту. Она наблюдалась в телескопы до апреля 1958 года.

Обновлено 10.05.2019 16:52