Комета 17P/Холмса
28.05.2015 13:18
Взрыв кометы Холмса

Комета 17P/Холмса − короткопериодическая комета Солнечной системы с периодом обращения около семи лет. Данная комета была открыта Эдвином Холмсом, английским астрономом из Лондона, 6 ноября 1892 года в созвездии Андромеды неподалеку от галактики M31. Она, как полагается, была названа в честь первооткрывателя, хотя через два дня была независимо обнаружена шотландским астрономом Т. Андерсеном, а еще днем позже − австралийским астрономом Дж. Дэвидсоном.

Независимо друг от друга немецким астрономом Г.Крейцем и американским астрономом Дж. Сирлом 17 ноября того же года была рассчитана эллиптическая орбита кометы. Афелий кометы равен 5,2 а.е., перигелий − 2,17 а.е., эксцентриситет орбиты − 0,4120, наклонение к плоскости эклиптики − 19,19 градусов.

Комета 17P/Холмса была открыта благодаря вспышке, в результате которой ее звездная величина составила 4-5 m.

Данная комета наблюдалась в 1899-1900 и 1906 годах, после чего была потеряна. В 1963 году с помощью компьютерной модели английским астрономом Б. Марсденом было рассчитано движение 17P/Холмса до 1975 года, благодаря чему комета была заново открыта американским астрономом Э. Ремер 16 июля 1964 года.

23-24 октября 2007 года после мощного взрыва видимая звездная величина кометы за считанные часы изменилась с +17m до +2,5m, то есть ее яркость увеличилась в 400000 раз. Облако вещества, образовавшееся при взрыве кометы, отличалось уникальной сферической формой, природу которого ученые объяснить не могут. Ядро кометы при взрыве не исчезло и было видно в центре ее комы. Выраженного хвоста, типичного для комет, у 17P/Холмса не наблюдалось.

Ученые считают, что причиной очень быстрого и сильного увеличения яркости кометы является отделение от «материнского» небесного тела множества миникомет. Они пришли к такому выводу, проанализировав снимки, сделанные в течение девяти ночей в ноябре 2007 года.  Прибегнув к особой обработке данных снимков, ученые смогли различить множество небольших объектов, разлетающихся от ядра кометы со скорость 125 м/с и имеющих собственное облако газа и пыли вокруг ядра и хвост. Предположительно, испускание миникомет кометой 17P/Холмса произошло из-за воздействия Солнца.

Обновлено 28.05.2015 13:38