Комета Хякутакэ
07.02.2015 19:26

Комета Хякутакэ была видна на ночном небе невооруженным глазом

Хякутакэ (C/1996 B2) − долгопериодическая комета, т.е. комета с орбитальным периодом более двухсот лет. До 1996 года орбитальный период Хякутакэ составлял семнадцать тысяч лет, однако, после ее последнего прохода через Солнечную систему под влиянием гравитационных полей планет-гигантов он, предположительно, увеличился до 70 000-110 000 лет.

Данная комета была открыта в январе 1996 года Юдзи Хякутакэ, японским астрономом-любителем. В марте того же года Хякутакэ прошла настолько близко от Земли, что ее подход стал одним из максимальных сближений комет с Землей за последние двести лет. Данное космическое тело было названо «Большой кометой 1996 года». Будучи очень яркой, Хякутакэ была видна на ночном небе невооруженным глазом.

В процессе наблюдения за Хякутакэ ученые впервые обнаружили рентгеновское излучение кометы. Его зафиксировал аппарат ROSAT в марте 1996 года. Наиболее сильным излучение было из головы кометы с «солнечной» стороны. Исследователи установили, что основной причиной рентгеновского излучения является обмен зарядами при столкновении нейтральных молекул воды, водорода и кислорода в коме с высокоактивными ионами оксида азота и углерода в солнечном ветре.

С помощью радиолокационных наблюдений в обсерватории Аресибо было установлено, что ядро кометы было около двух километров в поперечнике. Ядро окружал «рой» размером с гальку частиц, которые выбрасывались со скоростью нескольких метров в секунду. Исходя из того, что комета при большой яркости имеет малый размер ядра, ученые сделали вывод о том, что ядро Хякутакэ очень активно. Наблюдение за выбросом вещества, позволило определить период вращения ядра кометы: он составил 6,23 часа.

Впервые для комет в составе Хякутакэ были обнаружены органические газы: метан и этан. Их наличие говорит о том, что местом рождения кометы было межзвездное пространство вдали от Солнца, которое испарило бы эти газы. Плоскость орбиты кометы располагается почти перпендикулярно плоскости эклиптики: она имеет наклонение в сто двадцать пять градусов. Долгий период Хякутакэ и особое расположение плоскости ее орбиты, по мнению ученых, говорят о том, что комета образовалась в облаке Оорта.

В мае 1996 года через хвост кометы прошел исследовательский аппарат «Улисс». Благодаря этому событию была установлена длина хвоста Хякутакэ: она составила 570 миллионов километров. Хвост кометы Хякутакэ является самым длинным из всех хвостов комет, известных в настоящее время.

Обновлено 02.04.2017 09:16