103P/Хартли
29.01.2015 19:46
Два снимка кометы 103P/Хартли

103P/Хартли (Хартли 2) − комета семейства Юпитера. Афелий орбиты данной кометы расположен вблизи орбиты Юпитера, притяжение которого сильно влияет на ее движение. 103P/Хартли − молодая комета, имеющая большие полуоси орбит и совершившая небольшое число прохождений через перигелий.

Данная комета относится к короткопериодическим кометам, имеющим период меньше двухсот  лет. Период 103P/Хартли − 6,46 года. Она была открыта Малкольмом Хартли в обсерватории Сайдинг-Спринг, в Австралии. Это случилось 15 марта 1986 года, комета была обнаружена с помощью Британского телескопа Шмидта. М. Хартли оценил ее блеск от +17 до +18 и отметил ее слабо видимый хвост.

Диаметр ядра кометы составляет от 1, 2 до 1, 6 километров. Согласно наблюдениям, проведенным в 2008 году с помощью телескопа Спитцер, радиус ядра 103P/Хартли равен 0,57 ± 0,08 километра, альбедо − 0,028. По мнению исследователей, масса кометы составляет 3 х 1011 килограммов.

После того, как комета была открыта, она наблюдалась при каждом ее возвращении. Ученые считают, что при своей текущей потере массы 103P/Хартли можно будет увидеть с Земли еще около ста раз, если, конечно, она не столкнется с другим объектом, или не произойдет развала ее ядра.

В 2010 году комета 103P/Хартли исследовалась с помощью зонда Deep Impact, которому удалось сделать снимки кометы с расстояния в семьсот километров. Снимки показали, что ядро кометы длиной около двух километров имеет вытянутую форму с перетяжкой. Диаметр самой узкой части ядра равен приблизительно четыремстам метрам.

На снимках, сделанных зондом, также видно, как на концах ядра кометы с неровной поверхностью струи двуокиси углерода выбрасывают в окружающее пространство лед, что приводит к образованию облака ледяных частиц. В средней же части ядра с относительно ровной поверхностью вода выделяется в виде пара. Ученым предстоит выяснить, почему края ядра и средняя его часть демонстрируют разные типы активности.

Предположительно, следующее прохождение перигелия кометой случится 20 апреля 2017 года.

Обновлено 28.08.2016 17:18